АСГАРД - ГОРОД БОГОВ. ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ




    приблизительный облик некоторых из них.

    Мне предстояло ознакомиться с материалами раскопок и найти Валгаллу на
    основе этих данных. Внимание привлек загадочный Круглый храм Старой Нисы. В
    плане внешний контур стен этой постройки образует квадрат. А внутри распола-
    галось единственное, причем круглое помещение диаметром не менее семнадцати
    метров. Высота стен этого круглого зала достигала двенадцати метров. Здесь
    было два яруса. Первый ярус сиял белизной. Во втором ярусе (с высоты шести
    метров) располагались колонны и раскрашенные статуи. Все сооружение вызывало
    и вызывает немало недоуменных вопросов. В книге И.Т. Кругликовой "Античная
    археология" (М., 1984, с. 159) можно найти указание на культ великих самоф-
    ракийских богов-кабиров, который распространился из Средиземноморья. Круглый
    храм Старой Нисы, по ее мнению, связан с этим культом. Эта точка зрения была
    впервые высказана еще в пятидесятых годах Г.А. Пугаченковой, изучавшей пар-
    фянские памятники, и поддержана Г.А. Кошеленко. Но впоследствии Г.А. Коше-
    ленко отказался от сопоставления парфянского памятника с самофракийским хра-
    мом Арсинойон. Он стал подчеркивать различие внешнего вида двух сооружений:
    Арсинойон круглый в плане, а парфянский храм - квадратный с внутренним круг-
    лым залом. Известны и другие параллели. Упоминается в связи с этим, напри-
    мер, Галикарнасский мавзолей.

    Я должен вкратце изложить свою точку зрения.

    Архитектура сооружения в Старой Нисе оригинальна! Двухъярусность Круг-
    лого храма соответствует особенностям других памятников, например Квадратно-
    го зала в той же Старой Нисе. Статуи второго яруса из глины-сырца, они также
    местные, их создание говорит о вековой традиции. Естественно предположить,
    что это не изображения кабиров или других богов, плохо знакомых парфянскому
    населению, тем более союзникам Парфии, руководимым теми же Аршакидами.

    Обожествленные предки, асы, встречали здесь гвардию и других воинов!
    Это их статуи вызывали как бы эффект их присутствия. Любопытная деталь: в
    "Младшей Эдде" прямо говорится, что Один пировал с воинами вместе, но никог-
    да не притрагивался к еде, ему достаточно было одного вина. Мне не удалось
    разыскать этого глиняного Одина, которому не нужно было даже вареное мясо
    вепря. Но недаром в скандинавских же источниках не раз упоминаются глиняные
    исполины. В форме мифа осталась память и о технике скульпторов тех давних
    эпох!

    Несколько слов о Квадратном зале. Его площадь около четырехсот квадрат-
    ных метров, высота потолков достигала девяти метров. Между колоннами в спе-
    циальных нишах были установлены глиняные раскрашенные скульптуры. Однако они
    появились лишь в начале нашей эры, а до этого, вероятнее всего, зал служил
    для приемов. Он располагался в центральной части Старой Нисы и был, несом-
    ненно, связан в единый ансамбль с Валгаллой.

    Самым интересным, с моей точки зрения, является так называемый Квадрат-
    ный дом в той же Старой Нисе (не путать с Квадратным залом). Он как раз и
    дает ключ к Асгарду, говоря образным языком. Здесь, в Квадратном доме, рас-
    полагались двенадцать однотипных помещений с сокровищами и произведениями
    искусства. Что это за комнаты? Сокровищница? Несомненно. Но не просто сокро-
    вищница, как полагают археологи. Это сокровищница Асгарда! Каждая из комнат
    была посвящена одному из двенадцати асов. Когда дары асам из разных земель
    наполнили эту сокровищницу, дверные проемы комнат один за другим были заму-
    рованы и опечатаны. Это сделали, конечно же, жрецы. Но жрецы и в скандинавс-
    ких мифах нередко отождествлялись с самими асами, и никто не смел входить в
    комнаты-сокровищницы после них. И это строго выполнялось вплоть до наших
    дней, когда озадаченные археологи вскрыли помещения, не подозревая, что в их
    руках оказались сокровища Асгарда.

    Со временем все комнаты сокровищницы асов были заполнены дарами, посту-
    павшими, надо полагать, от многих родственных племен и даже из далекой Фра-
    кии. После этого строится второй ряд кладовых. Но и эти кладовые были запол-
    нены, и снова сокровищница асов расширяется.

    Внутренний двор, окруженный кладовыми, обведен колонным портиком.

    Есть ли прямые доказательства принадлежности Квадратного дома асам, и
    прежде всего верховному богу? Да, есть. В одной из комнат-сокровищниц храни-
    лись ритоны из слоновой кости высотой от 30 до 60 сантиметров. Они датируют-
    ся II веком до н.э. Это время Одина. Эти ритуальные сосуды оканчивались вни-
    зу фигурками животных и фантастических существ, многих из них можно узнать
    по описанию в исландских сагах. Некоторые из ритонов очень похожи на фра-
    кийские той же "эпохи Одина". Верхняя часть ритонов украшена рельефными фри-
    зами. Некоторые исследователи полагают, что на фризах изображены олимпийские
    боги греков. Это не так. Даже сильно развитое воображение не позволяет отож-
    дествить изображения с олимпийскими. Можно говорить, конечно, о греческом
    влиянии, о почерке мастера, создавшего тот или иной ритон. Но изображены,
    бесспорно, не греческие боги. Нетрудно отождествить Одина, Тора, других бо-
    гов и богинь, занятых именно тем, чем занимаются асы в сагах. Сокровищница с
    ритонами принадлежит главному богу Одину. Ведь сказано же в "Младшей Эдде",
    что ему не надо угощений, а нужно лишь вино! А рядом с сокровищницей, в той
    же Старой Нисе, располагалось большое винохранилище. И Один был участником
    ритуальных праздников, как и подобает обожествленному предку.

    Еще один аргумент. Снорри Стурлусон утверждает, что трон Одина был из
    слоновой кости. Странновато для Исландии, не правда ли?

    Но Асгард находился далеко на юго-востоке от Исландии, почти на другом
    конце земного шара. Владения Парфии простирались до Индии. В Старой Нисе
    найдены детали мебели. Они из слоновой кости. Я насчитал пятьдесят девять
    деталей и фрагментов этой мебели асов - ножек, резных перекладин, деталей
    спинок и пр. - и убедился, что Снорри Стурлусон прав.

    В Новой Нисе, на втором холме, мы найдем и другие описанные в сагах ре-
    алии. Это храмы и некрополь парфянской знати.

    Автор "Младшей Эдды" говорит, что в Асгарде первым делом построили свя-
    тилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. И все в этом доме "как
    из чистого золота". Выражение очень точное! Из описания следует, что здание
    не было золотым; оно лишь внешне похоже на драгоценный металл. Описанию от-
    вечает храм Новой Нисы, сооруженный в III-II веках до н.э. и разрушенный в I
    веке до н.э. Это тоже эпоха Одина. Храм возведен на платформе, сложенной из

    Страница 72 из 88 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое